Как с ребенком делать уроки

Категория: Разное
Вайбер не переставая подает сигналы о новых сообщениях. Смотрю на экран телефона: в общем чате родителей класса, в котором учатся мои дети – 46 сообщений. Все понятно: родители пришли с работы. Самые распространенные вопросы в чате: «Что задали по …», «Где взять карточку по русскому?», «Не можем найти тетрадь по …, скажите, ее дети сдавали? Тогда где делать Д/З?», «Не открывается Сетевой – что задали».

Мне захотелось помочь мамочкам, особенно тем, кто только вступает на этот путь – приготовление уроков с детьми в начальной школе.

Где делать уроки?

Если жилищные условия не позволяют предоставить ребенку отдельный письменный стол и книжную полку, то все равно необходимо выделить ребёнку постоянное место, чтобы он мог там держать свои учебники и тетради.

Рабочее место ученика должно быть таким, чтобы одним своим видом оно настраивало на работу, вызывало желание заняться учебным трудом. На рабочем столе все должно находиться на своих местах. Как говорится, «порядок на столе = порядок в голове».

Заведите одну тетрадь для черновиков и рабочих записей. Так не придется иметь большую стопку тетрадей и каждый раз искать в ней нужную. Возле стола желательно повесить полку с учебниками, словарями и справочниками. Перед глазами или под стеклом на столе – календарь и расписание уроков.

Важна общая обстановка, в которой ребенок выполняет домашние задания. Духота и шум снижают скорость и эффективность в 3 раза и во столько же ускоряют утомляемость. Оптимальная концентрация внимания достигается при температуре 18-22 градусов.

фотоИ.JPG

Когда делать уроки?

Приступать к выполнению домашнего задания лучше через 1 час или 1,5 часа после возвращения из школы, чтобы успеть отдохнуть от занятий. Если ребенок посещает кружки, секции, то можно садиться и позже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер.

Определите время, когда ребенок будет садиться за уроки. Пусть это время будет стабильным и не зависит от того, пришли в дом гости или по телевизору начался интересный фильм. Это поможет школьнику настраиваться на процесс «делания домашнего задания». Ведь если время разное, то у ребенка может сложиться впечатление, что уроки – дело необязательное и есть что-то поважнее.

Как долго делать уроки?

По данным Министерства образования, продолжительность работы ребенка по приготовлению домашних заданий должна быть следующей: до 1 часа – в первом классе; до 1, 5 часов – во втором; до 2 часов – в третьем и четвертом классе.

Иногда бывает, что ребенка трудно «собрать». Только он сел за уроки, тут же слышится: «Хочу пить», «Я только посмотрю, кто гуляет во дворе», «А когда папа придет?», «Я забыл кота покормить» и прочее. Получается, что вместо 2 часов, на уроки уходит все 5. Поставьте ребенку цель – успеть сделать математику за … минут, а русский – за … Научите школьника оценивать свои силы и распределять время. И не забывайте делать перерывы. Ведь и в школе перемены даны не зря.

16.jpg

С чего начать: с трудного или легкого?

Если ребенок включается в работу быстро, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки, а затем переходить к более легким. Если же он втягивается медленно, то ему следовало бы начать с более легких и лишь постепенно переходить к трудным, так у ребенка будет время для «раскачки».

С чего начать: с любимых или нелюбимых уроков?

За выполнение каких-то уроков ребенок садится с радостью, а за какие-то – с истерикой и долгими уговорами. Взрослые понимают, что в жизни иногда приходится делать что-то такое, что не очень нравится и хочется, например, оплачивать счета или отдавать долги. Но как это правильно объяснить ребенку?

Одна моя знакомая мама 9-летнего школьника никак не могла заставить его читать книги по программе. Она нашла такой выход: ребенок читает одну книгу, какую хочет он и сам выберет, а одну – ту, которую скажет мама. С уроками можно применить тот же метод. Договоритесь с ребенком на определенное время, например, 30 минут он делает то, что нужно, но не очень хочется, и 30 минут – то, что выберет сам. Тем самым вы не дадите школьнику возможность отлынивать и тянуть время.

14.jpg

- Что тебе задали? - Не помню!

Такой ответ часто мы можем услышать от своего ребенка. Что делает мама в таком случае? Хватает телефон и начинает звонить другим мамам или пишет в общем чате что-то подобное: «Помогите! Что задали по математике?»

Но так нельзя. Приучите ребенка записывать домашнее задание в классе и запоминать комментарии учителя к нему. Это сфера ответственности школьника. Если не запомнил, пусть сам узнает, звонит одноклассникам или пишет учителю в «Сетевом». Лучше один раз объясниться с педагогом, чем всю жизнь что-то делать за свое чадо.

38.jpg

Родитель не коршун, ребенок не жертва

Ребенок садится делать уроки. Не нужно нависать над ним, сядьте подальше, а лучше займитесь своими домашними делами. Сделал ребенок задание – пусть покажет. Не бросайтесь тут же «тыкать носом» в ошибки, помогите ему найти их самостоятельно. Попросите сопоставить с образцом, покажите слово с ошибкой в тексте, пусть сравнит. Не видит? Попросите прочитать слово по слогам. Увидели, что задача решена неправильно? Пусть ребенок расскажет, как он ее решал, сравните решение с правилом или формулой.

Такой процесс важен для развития у ребенка такого качества, как самоконтроль. Задача домашних заданий – научить самостоятельно добывать знания, выполнять задания, проверять и оценивать. Не научите этому ребенка во втором-третьем классе, тогда придется вместе с ним в десятом изучать органическую химию, а это вам надо?

2.jpg

Не могу решить, помоги! Ничего не понимаю!

В этом случае не стоит сразу бросаться решать задачку или делать за ребенка грамматический разбор. Уточните у него, что именно он не понял. В чем у него вопрос? Что именно хочет от вас ребенок? Научите ребенка оценивать, что он умеет, а что – нет, с чем может справиться самостоятельно (даже если это трудно), а где он может обратиться за помощью.

Безусловно, у родителей зачастую не хватает терпения, да и времени сидеть и разбираться в условиях задачи. Безусловно, проще и быстрее выполнить за ребенка. Безусловно, вы сэкономите свои нервы в данный момент. А что будет дальше? А дальше, при любом удобном случае, ваш ребенок будет ждать, что вы сделаете (решите, прочитаете, напишите) что-то за него.

14.jpg

Я устал – сегодня не буду делать уроки

Устал, друзья зовут играть в футбол, папа купил новую компьютерную игру… Щеки надулись, руки в боки, ножкой топ… Это чистой воды манипуляция. Ребенок в этот момент давит на ваше чувство вины. Конечно, каждой маме самой решать, как поступить в данный момент.

Наверное, сейчас кто-то упрекнет меня в излишней строгости, возможно, бесчувственности или жестокости. Но я считаю, что у ребенка должна быть воспитана привычка к систематическому и добросовестному приготовлению уроков. Привычку заниматься, самостоятельно добывать знания, качественно учить не только письменные, но и устные уроки, привили мне мои родители. В моей взрослой жизни эта привычка не раз меня выручала.
Что бы ни случилось – уроки должны быть сделаны, портфель собран с вечера – это необходимо понять школьнику с первых же дней в школе.

Академия развития интеллекта «АКСОНИЯ» 3 декабря 2016 года в 11 часов приглашает родителей на семинар, посвящённый месту домашнего задания в жизни ребёнка и семьи.
Подробнее о семинаре - здесь

Вера Самойлова

21.jpg
Поделись с друзьями!
Назад к списку статей

Другие статьи

"Поиск девятого" для малышей
Разное
Читать полностью
Запоминание списков
Тренировка памяти
Читать полностью
Тренировка зрительной памяти
Тренировка памяти
Читать полностью
Филворды
Тренировка внимания
Читать полностью
Тренировка внимания дошкольников
Тренировка внимания
Читать полностью
Обращение к родителям и педагогам
Разное
Читать полностью